суббота, 20 мая 2017 г.

Nokturnal Mortum "Verity" Review (In Russian)

Вышел долгожданный новый альбом харьковчан Nokturnal Mortum, а это значит – настало время вывести свой вэбзин из летаргического сна)) Рецензии я обычно у себя не жалую, но выход нового альбома NM, которого слушатели ждали 8 лет – настоящая веха в мире языческого металла! И обойти её я не в силах.



Задолго до выхода альбома, я слышал несколько вещей с него, на концертах группы в Финляндии, Чехии и Украине. Услышанное настраивало меня на позитивный лад, надо сказать. В Киеве и вовсе была такая энергетика, что шаман Варггот одним указанием своего перста вводил публику в магический транс!



Не последнюю роль в создании атмосферы играл и новый имидж музыкантов! Пепельнолицые шаманы, облачённые в ветхие хитоны из шкур животных, колоритная стойка в виде рыбьего скелета и фигуры-обереги по бокам сцены. Ну и куча разнообразных шаманcrих символов, амулетов, тотемов и костей животных. Всё это создавало потрясающую атмосферу. 

Вышедший не задолго до релиза тизер и вовсе тянул чуть ли не на клип по качеству, и отличным образом способствовал восприятию будущего творения группы, настраивал на нужный лад, так сказать. 







В студийной версии песни звучат посуше, чем на концертах. Чего стоит только эмбиент вставка в Мольфе! С атмосферой концертной площадки она просто сносит крышу! От шаманизма Евгения в начале Волчьих Ягод мурашки бегут по спине! Но, обо всём по порядку.
У меня есть мнение, что группа работала над альбомом не все 8 лет с момента выхода предшественника, а не более пяти. Если не изменяет память, первое упоминание название 
“Истины” Гапоном было в интервью журнала Dark City в конце нулевых, а к написанию музыки они приступили примерно в 2013 году, судя по интервью порталу NSM.



За прошедший срок объём проделанной работы впечатляет! Особенно если учесть, что в 2014 году начались всем известные события в Украине, в коих группах играла тоже не самую последнюю роль. И вот, наконец, в начале мая 2017 года свет увидел “Истину” в редакции Nokturnal Mortum!

Думается, львиную долю времени работы над альбомом заняла запись народных и классических инструментов. Тут тебе и арфа, и бандура, и цимбалы, и сопилка с арфой! И звучит это богатство практически в каждом трэке, из-за чего индивидуальность каждой из композиций несколько смазывается, выстраивая общую атмосферу звукоряда от песни к  песне.



Песен тут не то, чтобы перебор, но скорее возникают ассоциации с Нехристью, по количеству трэков и построению альбома. В альбомах Голос Стали и Мировоззрение песен было поменьше, и каждая обладала чётко выраженной индивидуальностью. Здесь же, чтобы открыть все нюансы каждого трэка, придётся переслушать альбом не один раз.

Но, с другой стороны, оно того стоит, поверьте. В каждой из песен множество сбивок, смен темпа, акцентов, соло на самых разных инструментах, помимо гитар. Все кусочки мозаики, как уже было сказано выше, складываются только при очень пристальном и внимательном прослушивании!

Само собой, очень хорошо в музыке сказалось присутствие свежей крови – гитариста Юргиса и басиста Рутнара. Такого обилия качёвых рифов, характерных чуть ли не для грув метала, а также множество самых разнообразных соляков, я в Голосе Стали не припомню, не говоря уж о Мировоззрении!





Отдельно выделю работу нового клавишника Хьёзта – лидера Reusmarkt и участника нашумевшей группы Kzohh. Несмотря на заявленную архаику в тематике нового альбома, Nokturnal Mortum звучит как никогда современно! Синтезаторные эмбиентые бэкграунды, лупы, биты и т.д. Всё очень органично сочетается с вышеописанным обилием народных инструментов. Поучиться бы различным доморощенным язычникам, честное слово!



Барабанщик Байрот тоже не отстаёт, партии продуманы от и до, нет ни одного лишнего удара. А те, что есть, довольно заковыристы и хитроумны. Не могу сейчас сказать, насколько всё это соответствует тому, что выдаётся вживую, но обилие двойных бочек, молниеносных сбивок и различных рисунков не даёт слушателю засыпать!



Ритм-гитары, на мой вкус, как и бас, звучат несколько суховато и задвинуты на задний план. Впрочем, этим грешат и пересведённые/переизданные версии двух последних альбомов. Всё-таки, старый подход группы к звуку мне был по душе гораздо больше. Может, это придирки старого фаната, не знаю.

Альбом открывается знакомой всем трембитой, за которой следует декламация Варгготом наговора или заклинания, прогоняющего злую ворожбу. О ней же поётся в песне Мольфа. Музыка и слова рисуют картины старых тёмных времён, когда колдовской туманный морок, тянущийся с лесных болот, может оградить от человека только засов на двери и оберег на шее!

Забытые суеверия и старая ворожба никуда не исчезла под натиском научного прогресса, она осталась в людском подсознании, пробуждаясь лишь на лоне дикой и беспощадной природы. Глухие лесные чащобы и заколоченные ставни вымирающих деревень – отличные места для липкого и неотступного суеверного страха!



А песня Мольфа – отличное место для музыкальных самоцитат. Характерный распевный проигрыш в разных вариантах был использован группой на протяжении всей её карьеры – Небесное Серебро Перуна – Под Знамёнами Рогатого Князя – Мировоззрение. По бесноватому напору бластбитов некоторые части этой песни мне здорово напомнили старые работы их соотечественников – Кроды. Ну и упомянутая выше клавишная интерлюдия, которая просто сносит крышу!



З чортом за пазухою местами напоминает патриотичный рок/металл типа Сокиры Перуна или Кому Вниз (к которому мы ещё вернёмся чуть позже). Мелодия и текст просты, как всё гениальное!

Коріннями вріс
В руках гострий спис
Плечем до плеча
Тут моя земля

Коріннями вріс
В руках гострий спис
Плечем до плеча
Тут країна моя

Фолковые хоровые куплеты ближе к концу - выше всяких похвал! Положа руку на сердце, мало у каких групп народные дела слушаются столь органично и, вместе с тем, живо.

Смерековий дід – снова песня о суевериях, о лешем, о лихе, что сидит дома за печкой и не даёт спокойно уснуть тёмными ночами. Когда в небе недобрый рогатый месяц тускло освещает лесные буреломы и тропинки, где притаился еловый дед! В музыкальном плане ничего сверхъестественного, просто хорошее сочетание фолка и прогрессивного экстремального металла.



Иное дело - Пісня хуги! Сама по себе, по песенной структуре, она не особо простая. В середине звучит просто изумительное соло… не могу даже сказать точно на чём. Знающие люди говорят, что это цимбалы, не буду спорить. Очень насыщенный и глубокий трэк, рассказывающий о вымирании деревень, к которым зарастают некогда проторенные тропы, о смене поколений и так далее. Только вьюга воет в старых деревянных остовах, только забвение и запустение.

Вовчі ягоди были одной из самых раскрученных тем альбома ещё задолго до его выхода, благодаря постоянному исполнению песни на концертах. Самый прогрессивный, тревожный и шаманский трэк, с вязким и недобрым вокалом Варггота, обвешанным различными эффектами. Текст повествует о шаманах-оборотнях, уходящих в тёмные непролазные чащобы, чтобы творить там своё первобытное колдовство!



Вони клялись на крові киплячій
Покинуті у скруті
Вони ковтали гіркий відвар
Болючі тортури
Вони підуть у ліс дрімучий
Прокляті і люті
Вони зробили все, як казав мольфар


Многие, как и я, нашли немало сходств в данном треке с поздними творениями Negura Bunget. Хотя, безусловно, карпатский фолк украинского и румынского генеза здорово различаются!  Но, общие корни тоже есть. Как и в случае с предыдущим трэком – много солирующих партий на клавишных, на народных инструментах, в конце концов – множество гитарных запилов! Вам не дадут заскучать, обещаю)))



У човні з дурнями поставлена сюда не иначе, чтобы разрядить атмосферу и дать слушателю немного передохнуть, настолько она размеренная и расслабленная. По моему разумению она вроде как делит альбом на две части, от шаманской, более динамической и архаичной к более патриотичной что ли, среднетемповой. Про текст песни я вряд ли могу сказать что-то вразумительное, так как не настолько хорошо знаю украинский язык, чтобы вникнуть во все поэтические метафоры и философские размышления Варггота.

Дика вира по музыке имеет отсылки к разудалым казацким песням времён Запорожской Сечи. По тексту, скорее, представляются дикие славянские волколаки, отправляющиеся в опустошительные и жестокие набеги. Хотя, может это такая аллегория. Незамысловатая и приятная вещь, довольно цепляющая, в чём-то похожая на Слава Героям с Мировоззрения. Но, какая-то более мажорная и менее драматичная.



Лiра -  практически самостоятельное произведение группы по мотивам одноимённой песни их соотечественников Кому Вниз. Кавер здорово отличается от оригинала. Это был чуть ли не готик индастриал с украинским патриотическим духом (бывают и такие сочетания!). Здесь же мы имеем более качёвый и эпичный фолк-метал, с переиначенным ритмом и более светлыми, воздушными мелодическими линиями.

Трэк, конечно, не уровня гимновой Украины с Голоса Стали, но очень приятный, выгодно выделяющийся среди других патриотических произведений на альбоме.

Чорний мед – небольшая инструментально-вокальная зарисовка в духе позднего Tiamat и Lake Of Tears. Это можно было бы даже назвать дум-готик роком, чёрт побери, настолько свежо и неожиданно звучит эта вещь)) Что касается Tiamat, мы вернёмся к нему чуть позже.
Ніч богів – по первому прочтению названия навевает мысли о Рагнарёке, но какой может быть Рагнарёк в концепции данного альбома? Вот и я, после прочтения лирики обнаружил, что в песне поётся о Купальской Ночи. Праздник высшей точки Летнего Солнцестояния, расцвета природы и соединения любящих сердец.



Ни о каком Конце Света и речи не идёт. Если Голос Стали заканчивался Бiлой Вежой на тревожно-трагической нотке с лёгкими проблесками надежды, то здесь надежда и светлая грусть вышли на первый план, потеснив в сторону остальные чувства.

Музыкально трек представляет собой всё тот же утяжелённый фолк-метал с нотками прогрессива, и даже с влияниями т.н. World Music в хоровых славянских распевках! Несмотря на явные влияния восточно-славянского фольклора в них, они сделаны с музыкальным вкусом какой-нибудь Энигмы, не меньше! 

Ранее такое можно было услышать в контексте группы только у их бывшего барабанщика Мунрутеля, в проекте Коло, если не ошибаюсь. Отдельное спасибо за партии чистого вокала стоит сказать вокалисту Angel’у из группы Conquest, который уже не в первый раз довольно удачно помогает группе.



Куди пливуть вінки рікою? – отличное окончание для альбома, вызывающие явную ностальгию по таким старым “закрывашкам”, как Barbarian Dreams и Eternal Circle. Ночь Купалы близится к концу, и только венки влюблённых пар плывут по воде… where rivers flow into the seas… Хороший расслабляющий инструментальный этюд, позволяющий сбросить с плеч всю динамику и кач предыдущих творений, и как следует взвесить впечатления от только что услышанного.

Что же мы имеем в итоге? NM в очередной раз сделали крутой разворот. На этот раз – от тяжеловесного, кинематографического и героического Голоса Стали в сторону более лёгкого и подвижного экстремального фолк-метала, с элементами прог-рока. Должен признать, накал страстей не так силён, как в предыдущих альбомах. Чем более архаичные и старые пласты истории поднимаются, тем легче и естественнее они должны звучать!



Музыканты с этим здорово справились. Треск костра, уханье совы, завывание ветра за стеной ветхой землянки, вой одержимых оборотней из глубин леса, от которого вся деревня по ночам застывает в ужасе, хруст веток от пробирающегося по чащобам лешего – всё это было отлично отражено в музыке.

 В качестве изобразительных средств в этот раз были использованы не жёстко очерченые эпичные ритмические/песенные структуры, а, как уже было сказано выше – бодрые фолковые риффы с разнообразными лёгкими сбивками, сменами темпа и грувовыми вставками.



По тематической части музыканты, с одной стороны, не сильно грузят слушателя 
историческими и археологическими подробностями сюжетов своих песен. Но, вместе с тем, эти самые сюжеты заметно отличаются от того, что сейчас принято называть словом “фолк” – кабацкая музыка, исполняемая в припляс на бочонках с медовухой, чтобы поменьше включать межушный ганглий, а почаще вливать в рот пенный напиток.

NM подняли тему глубинного, первобытного язычества и миропонимания, подав его слушателю в лёгкой и доступной форме. Без концептуальной зауми и многочисленных пояснений на полях, в ярком и эффектном оформлении.



Вот теперь пришёл черёд поговорить и о нём. Группу Tiamat в контексте этого альбома я упоминал тоже не просто так. А дело всё в том, что обложку для Истины рисовал никто иной, как Кристиан Валин, известный, помимо всего прочего, как автор облоги Wild Honey.
На обложке Истины он решил развить природную концепцию своей старой работы, впитав в неё также и фолковую аутентичность музыки харьковчан. Результат получился на отличном уровне, пусть и вызвав поначалу множество споров в сети.



И, наконец, пару слов от себя лично. По мне вряд ли когда-нибудь ещё NM вновь возьмут планку моего любимого альбома Мировоззрение. Тем не менее, им удаётся с каждым последующим альбомом отобразить новую грань их творчества на высоком и профессиональном уровне. Остаётся пожелать им вдохновения и творческих успехов! Тем более, что музыканты уже успели огласить название своего следующего альбома – Оберiг, который я тоже буду ждать с не меньшим интересном, чем в своё время Истину. Надеюсь, что на этот раз не так долго)))




Комментарии: 0:

Отправить комментарий

Подпишитесь на каналы Комментарии к сообщению [Atom]

<< Главная страница